Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Приемная комиссия

+7 (3522) 65-30-30

Ксения Кладова: «Повседневность— это тоже история»

Ксения Кладова: «Повседневность— это тоже история»
Старший преподаватель Курганского государственного университета Ксения Юрьевна Кладова изучает историю города Кургана. Это область ее научного интереса. 23 декабря в диссертационном совете ТюмГУ успешно прошла защита ее диссертации на соискание степени кандидата исторических наук. Тема работы — «Город Курган в 1919-1941 годы: историко-антропологический аспект». Научным руководителем Ксении Юрьевны был кандидат исторических наук, директор гуманитарного института КГУ Денис Николаевич Маслюженко. Мы поговорили с Ксенией Юрьевной о ее работе и об увлечении исторической наукой.

 — Ксения Юрьевна, вы помните, когда вы стали интересоваться историей? Кто повлиял на формирование интереса?

 — Вы знаете, в нашей семье историков не было. Были математики и филологи. Я в каком-то смысле, белая ворона (Улыбается). То есть, в доме специальной исторический литературы вообще не было. Была математическая литература, и художественная литература — в основном отечественная и зарубежная классика. Поэтому история пришла в мою жизнь во время учебы в школе – в 5-ом классе. У нас были сильные, а главное увлеченные своим предметом, учителя истории. Не могу не вспомнить яркую, талантливую Татьяну Рафиковну Кот. Пересказ «Илиады» и «Одиссеи» Гомера из ее уст я помню до сих пор, хотя с того урока прошло 25 лет! Алексей Александрович Курбатов преподавал у нас в среднем звене и старших классах. Замечательный педагог, под его руководством я сдавала выпускные экзамены.

 — Как пришло понимание, что вы хотите заниматься именно исторической наукой и еще более конкретно  —  региональной историей?

— Начну издалека. Что изучают в школе на уроках истории? Политику, экономику и войну. Дополнительная литература для школьников в мое время тоже не выходила за рамки тем. Ну, еще об исторических личностях много всегда писали и пишут. Я помню, мама мне купила шеститомную историю в лицах, так я ее до дыр зачитала (Улыбается). Сейчас историческая литература для школьников более разнообразна. Например, мой старший сын с большим интересом читает о повседневной жизни древних египтян, и даже однажды испек булочки по их рецепту. В наше время было не так, поэтому в моей голове антропологический поворот произошел благодаря бабушке, талантливой рассказчице, учителю русского языка и литературы. Она родилась в 1925 году. В годы Великой Отечественной войны работала в Шадринске, на заводе. Бабушка рассказывала мне о том, как тяжело и много они работали, а подросткам нужно было еще учиться, вспоминала, что было холодно и все время хотелось есть. Мне, десятилетнему ребенку, было понятно, что Великая Отечественная война — огромная трагедия. Но в детской голове трагедия эта была несколько усредненной, не было понимания, что был тыл, была линия фронта. Осознание того, что в истории Великой Отечественной войны есть место человеку с его повседневными заботами и устремлениями, пришло во время рассказа бабушки о том, как они в Шадринске учились танцевать модные западноевропейские танцы. В годы войны кто-то танцевал?! Это для меня было настолько удивительным, что заставило меня пересмотреть мое представление об истории. Я именно тогда осознала, что жизни людей приходятся на разные периоды истории человечества — трагические, переломные, трудные, благополучные. Я поняла, что ход истории во многом определяет то, как и чем живут поколения, и что повседневность людей — это тоже история.

— Как складывался ваш путь дальше?

— В школе я была любознательной, училась с удовольствием, очень любила алгебру, геометрию и думала поступать на математику. Но потом поняла, что историю я люблю больше. В 2004 году я поступила на исторический факультет Курганского государственного университета, где познакомилась с замечательными учеными-историками. Учиться в университете мне было интересно, три года подряд я развивала любимую научную тему под руководством Татьяны Валентиновны Козельчук, была даже победителем студенческой научно-практической конференции, но об аспирантуре я не думала. После окончания КГУ я начала работать в КГСХА. Работа со студентами увлекла. Я поняла, что хочу продолжать, а для этого мне нужно поступить в аспирантуру, и я поступила. Вот так я подошла к тому, что нужно было писать диссертацию. И я выбрала тему, которая мне всегда была интересна.

 — Тема вашей диссертации «Город Курган в 1919-1941 годы: историко-антропологический аспект». Почему?

 — Основная причина в том, что Курган – мой родной город, я здесь родилась, выросла и очень его люблю. Я здесь счастлива.

— С чего началась работа?

 — Когда я поступила в аспирантуру, у меня на руках был маленький ребенок, поэтому вырваться даже в местные архивы мне было затруднительно. Но мне повезло – в это время в областной научной библиотеке им. Югова появилась оцифрованная версия выпусков газеты «Красный Курган» за 1920 - 1930 годы. Я съездила в «Юговку», скачала на флешку подборку и работала дома. Именно с этих газетных материалов всё началось — я написала научную статью «Животноводство в повседневной жизни курганцев в 1920-е гг.». Невозможностью оставить надолго ребенка было обусловлено и то, что я обратилась к устным источникам. Здесь не так все просто – нужно найти респондента, опросить его, это в некоторой степени похоже на работу журналиста. В диссертации у меня использованы пять источников, пять историй курганцев, чьи юность и детство пришлись на 20-е 30-е годы XX столетия.

 — Каков предмет исследования в вашей диссертации, какие выводы сделаны?

— В своей работе я рассматриваю историю Кургана от окончательного установления советской власти в августе 1919 года до начала Великой Отечественной войны с позиций историко-антропологического подхода. В истории нашей страны это был период грандиозных общественных перемен. Как эти перемены воспринимали разные поколения горожан? Что изменялось в повседневной жизни курганцев, а что оставалось прежним? Как люди выживали в условиях голода, нормированного снабжения и дефицита? Как восприняли идею равноправия полов мужчины, и что изменилось в женской повседневности? А ведь это те явления и процессы, которые определили судьбы нескольких поколений граждан нашей страны, их влияние мы чувствуем до сих пор. Узнавая о повседневной жизни старшего поколения чуть больше, мы сможем понять, почему в их шкафах хранятся вещи «про запас», стоят Подольские швейные машинки, почему им сложно выбросить продукты и почему женщина «всё сама». Что касается периода 1919-1941 гг., то я пришла к выводу, что формирование «нового советского человека» в Кургане происходило в условиях симбиоза традиционной культуры, носителями которой являлись представители старшего поколения, идеологической пропаганды, воздействующей на молодежь, и «вызовов» времени, которые вынуждали меняться и тех, и других во имя выживания под воздействием меняющихся жизненных обстоятельств.

— Вы — соавтор монографии «Курган между мировыми войнами: антропологическое измерение»  — как эта работа повлияла на тему или на содержание вашей диссертации?

 — В этом монографии мною написаны три главы. Одна — посвящена проблемам животноводства в повседневной жизни, продовольственной ситуации, другая внешнему виду курганцев и обеспеченности граждан товарами легкой промышленности. И это были уже готовые части моего диссертационного исследования. Специально для монографии я написала главу о досуге. Этот материал я потом включила в диссертацию.

 — Есть у вас какие-то советы для тех студентов, кто хотел бы заниматься наукой?

 — Я бы порекомендовала внимательно отнестись к решению поступать в аспирантуру: взвесить все «за» и «против», рассчитать силы и возможности. Научная деятельность зачастую требует определенных жертв (это может быть семья, материальное благополучие), и всё это нужно учитывать. Еще один совет связан с первым. Если уж решился, то наукой нужно жить, её нельзя отодвинуть на второй план: работать с источниками, читать научную литературу, публиковать результаты своего труда. И еще один совет, не пренебрегайте родными и близкими людьми, берегите их, потому что ученому необходим надежный тыл.