Приемная комиссия
+7 (3522) 65-30-30Ректорат
+7 (3522) 65-49-99
В 2001 году на базе факультета Психологии, валеологии и спорта при кафедре Общей и социальной психологии была создана предметная комиссия по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика», которая в 2003 году переросла в кафедру коррекционной педагогики, а в 2011 году была переименована в кафедру дефектологии.
Первым руководителем кафедры была доктор педагогических наук, профессор Т.А. Ерахтина.
С 2005 года и по настоящее время кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент В.А. Дубовская.
В штате кафедры дефектологии – кандидаты педагогических наук, имеющие специальное базовое образование и значительный опыт практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Привлекаются к обучению студентов-логопедов и –олигофренопедагогов и молодые преподаватели из числа выпускников кафедры; они сочетают преподавательскую деятельность с проведением собственных научных исследований.
С 2001 по 2010 г.г. кафедра осуществляла подготовку студентов очной и заочной форм обучения по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика». В 2006 и 2007 г.г. был произведен набор студентов на специальности «Логопедия с дополнительной специальностью Олигофренопедагогика» и «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью Логопедия». С 2008 г. кафедра организовывала обучение студентов по специальностям «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология» и «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью Специальная психология».
С 2011 года кафедра дефектологии приступила к подготовке бакалавров в рамках направления «Специальное (дефектологическое) образование», профили «Образование лиц с нарушением речи» и «Образование лиц с нарушением интеллекта».
Базой практик являются специальные (коррекционные) дошкольные и школьные образовательные учреждения города Кургана и области. Темой научно-исследовательской работы кафедры является «Организация безопасной коррекционно-развивающей среды для детей с особыми образовательными возможностями и потребностями».
В 2015 году в заочной и очной формах обучения начинается реализация магистерской программы «Коммуникативное развитие детей с нарушениями речи», направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Эта направленность привлекла внимание не только бакалавров-дефектологов, но и выпускников других направлений подготовки: психологов, педагогов, лингвистов, социологов, юристов и экономистов. Высокий интерес имеет данная магистерская программа у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, желающих разобраться в коммуникативно-речевых проблемах собственного ребенка.
С целью выявления условий успешной социальной адаптации и благополучного развития детей данной категории преподавателями кафедры, на уровне собственных научных изысканий, теоретически обоснованы технологии изучения уровней социальной адаптации и психофизических (интеллектуальных и речевых) возможностей детей с ОВЗ; определяются параметры диагностического инструментария для изучения уровней сформированности социальной адаптации, речевой и познавательной деятельности детей; выявляются коммуникативные особенности детей с отклонениями в речевом и интеллектуальном развитии.
Кафедра дефектологии имеет тесные научные связи с кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза Института специального образования Уральского государственного университета, кафедрой дефектологии Тюменского государственного университета и кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского государственного педагогического университета.
44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность «Образование лиц с нарушением речи»;
44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», магистерская программа «Коммуникативное развитие детей с нарушениями речи»
Проректор по молодежной политике
доцент кафедры
Доцент кафедры
доцент кафедры
заведующий кафедрой "Дефектология"
старший преподаватель
Научная тема кафедры: «Организация безопасной коррекционно-развивающей среды для детей с особыми образовательными возможностями и потребностями».
Основным направлением кафедральной темы НИР является познавательно-речевое, коммуникативное развитие и социализация данной категории детей.
Тема носит прикладной характер. Установлено, что социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-образовательного процесса возможна при формировании у данной категории детей речевого общения. Речевое общение понимается как мотивированный речевой процесс между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.
Научные результаты, полученные в ходе исследования, заключаются в теоретическом обосновании проблемы личностно-ориентированного подхода в коррекционной педагогике путем формирования речевых и коммуникативных умений у детей с отклонениями в речевом и интеллектуальном развитии.
Практическими результатами является определение понятия и структуры целостности личности ребенка с отклонениями в речевом и интеллектуальном развитии.
Тема НИР кафедры дефектологии непосредственно связана с подготовкой выпускников дефектологических специальностей, с направленностью диссертационных исследований преподавателей кафедры и отражена в курсовых проектах и дипломных работах выпускников. Так, в диссертационном исследовании В.А. Дубовской рассмотрена проблема формирования речевого общения у детей старшего дошкольного возраста игровыми формами обучения.
В рамках темы научно-исследовательской работы кафедры преподавателями были разработаны учебные программы дополнительной профессиональной образовательной программы для курсов повышения квалификации «Формирование речевого общения у детей с недоразвитием речевых и языковых средств как приоритетное направление деятельности логопеда дошкольного образовательного учреждения» (В.А. Дубовская); «Современные подходы к логопедической работе в условиях медицинских учреждений» (В.А. Дубовская), успешно реализованные в период 2011-2012 гг.
Результаты научно-исследовательской деятельности кафедры отражены в монографии «Теоретико-прикладные подходы к изучению речевых процессов детей с недоразвитием речи различного генеза», подготовленной коллективами преподавателей кафедры дефектологии КГУ, Шадринского государственного педагогического университета и Сургутского государственного педагогического университета (Дубовская В.А., Овсянникова А.Н.).
Научно-исследовательская тема кафедры развивается в курсовых, дипломных работах выпускников. Тематика выпускных квалификационных работ закладывается еще в ходе работы над курсовыми проектами и тесно увязывается с практической деятельностью выпускников. Темы выпускных квалификационных работ тесно связаны с жизненными реалиями обучения детей с нарушениями речевого и интеллектуального развития. В частности большинство ВКР посвящено вопросам разработки системы мероприятий коррекционно-педагогического воздействия в условиях реализации современных образовательных стандартов специального и инклюзивного образования.
Кафедра дефектологии имеет тесные научные связи с кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза Института специального образования Уральского государственного университета, кафедрой дефектологии Тюменского государственного университета и кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского государственного педагогического университета.