Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Приемная комиссия

+7 (3522) 65-30-30

Научно-практический центр логопедии

Научно-исследовательская деятельность НПЦЛ

В рамках НИР кафедры Дефектологии сотрудниками НПЦЛ В.А. Дубовской, Ю.В. Григорьевой, А.В. Никифоровой, А.А Грачевой выполнены прикладные исследования по теме «Формирование психофизиологических механизмов устной речи у неговорящих детей» на материале магистерских диссертаций, курсовых и дипломных проектов.

В.А. Дубовской и Ю. В. Григорьевой была изучена проблема «Формирование темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с экспрессивной алалией».

Определены научные основы проблемы формирования темпа-ритма речи (ТРР) у детей с экспрессивной алалией: нейрофизиологические теории (Н.А. Бернштейн); нейропсихологический подход (Т.Г. Визель); патогенетический подход (В.А. Ковшиков).

Выявлено значение темпа-ритма речи в коррекционном развитии речевой функции: темпо-ритмическая сторона речи имеет не только смыслоразличительную и эмотивную функцию, но и, являясь базовым компонентом речи, темп и ритм становятся основой для формирования многих компонентов речи.

Выделен компонентный состав темпо-ритмической организации устной речи: психологическая база (восприятие, пространственно-двигательная координация), моторная база (кинестетическая и кинетическая организация

движений) и собственно темп и ритм.

Разработан диагностический инструментарий для изучения темпа-ритма речи. На базе НПЦЛ реализована программа констатирующего эксперимента, в ходе которого выявлены особенности организации ТРР у дошкольников с системным недоразвитием речи средней степени и экспрессивной алалией:

  • низкий уровень сформированности ТРР;

  • трудности ориентировки в пространстве и схеме тела;

  • низкий уровень восприятия в зрительной, слуховой и тактильно-двигательной модальностях;

  • слабое развитие кинетической и кинестетической основы движений.

Научно обосновано содержание эффективной логопедической работы по формированию ТРР у дошкольников с экспрессивной алалией.

В ходе формирующего эксперимента, организованного на базе НПЦЛ, подтверждены следующие положения:

  • учитывая принцип системного подхода к устранению речевых нарушений (Р. Е. Левина), формировать темпо-ритмическую сторону речи вместе с базовыми для нее психическими процессами и создавать опору на различные модальности;

  • основываясь на теории о связи движения и речи и об уровневом построении движений (Н. А. Бернштейн), развивать моторную базу речи при

  • помощи специально подобранных методов (О. И. Крупенчук, С. Е. Большакова, Г. В. Бабина) путем развития кинетики и кинестетики движений, темпа и ритма с использованием кинезиологических упражнений О. В. Витязевой и О. И. Крупенчук, методики Г.Г. Голубевой);

  • опираясь на механизмы патогенетического развития речи при экспрессивной алалии (В. А. Ковшиков), формировать компоненты темпо-ритмической стороны речи, используя метод мануального сопровождения (С. Е. Большакова) и метод фонетической ритмики (Н. Ю. Костылева).

Выявлены критерии и уровневая характеристика сформированности ТРР у дошкольников с экспрессивной алалией.

Исследование имеет практическую значимость: его результаты используются педагогами НПЦЛ при реализации коррекционной общеразвивающей программам: «Коррекция речевого развития у детей с общим недоразвитием речи первого уровня»; «Коррекция речевого развития у детей с общим недоразвитием речи второго уровня».

Результаты исследований представлены в докладах конференций, публикациях:

  1. Грачева В.В., Дубовская В.А. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГА. ОНТОГЕНЕЗ ОБЩЕНИЯ

  2. Тюнина И.А., Дубовская В.А. ОСОБЕННОСТИ МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

  3. Грачева А.А., Дубовская В.А. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТНОЙ РЕЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЭКСПРЕССИВНОЙ АЛАЛИЕЙ

  4. Астапчук А.В., Дубовская В.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

  5. Мелешко А.В., Дубовская В.А. ИЗУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

  6. Гончаренко Т.С., Дубовская В.А. ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ В СТРУКТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

  7. Иванова А.С., Дубовская В.А.СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

  8. Баламошева К.С., Дубовская В.А. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  9. Усольцева А.М., Дмитриевских Л.С. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

  10. Максимова А.Н. ОНТОГЕНЕЗ, КРИТЕРИИ НОРМЫ И ПАРАМЕТРЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

  11. Тюнина И.А., Дубовская В.А. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

  12. Наумова К.А., Яговкина Л.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

  13. Дмитриевских Л.С., Буторина А.И.НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  14. Жилякова Т.А., Асеева Т.В., Дмитриевских Л.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬГО УРОВНЯ


Образовательная деятельность НПЦЛ.

Центр проводит индивидуальные логопедические занятия по программам коррекционного развития речи для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи:

  • «Коррекция речевого развития у детей с общим недоразвитием речи первого уровня»;

  • «Коррекция речевого развития у детей с общим недоразвитием речи второго уровня»;

  • «Коррекция речевого развития у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня»;

  • «Коррекция звукопроизношения у детей»;

  • «Коррекция нарушений письменной речи».

Программы реализуются на основе научно обоснованных уникальных авторских методик.

Главная цель коррекционно-развивающих программ: устранить нарушения речевого развития, сформировать нормативный уровень речи.


Решаемые задачи:

  • подготовить моторную базу речи, активизировать внимание, память, мыслительную деятельность, контроль и регуляцию деятельности;

  • сформировать у детей звукопроизношение, лексику, грамматический строй и способность легко излагать свои мысли в любых ситуациях речевого общения;

  • развить интерес к языку и речи, речевую активность и коммуникабельность, психологическую готовность к конструктивному диалогу;

  • подготовить детей к успешному обучению в школе и социализации.


Логопедические занятия, основанные на обязательном учете личных интересов ребенка, уровня его речевого развития и формы патологии речи, проходят в форме увлекательных игр с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

По желанию родителей в программу обучения вводятся дополнительные БЕСПЛАТНЫЕ индивидуальные занятия (проводят студенты-логопеды на волонтерской основе).

Качественная диагностика и коррекция речи детей обеспечивается супервизией заведующего кафедрой дефектологии, кандидата педагогических наук, доцента В.А. Дубовской.

Присутствие родителей на логопедических занятиях, регулярное выполнение домашних заданий обязательно.


Стоимость образовательных услуг в НПЦЛ КГУ

Вид занятия

Продолжительность

занятия

Стоимость занятия,

рублей

Индивидуальное

для ребенка с дефектами произношения

20 минут

350

Индивидуальное занятие для ребенка с общим

недоразвитием речи первого уровня

40 минут

550

Индивидуальное занятие для ребенка с общим

недоразвитием речи второго уровня

40 минут

550

Индивидуальное занятие для ребенка с общим

недоразвитием речи третьего уровня

40 минут

550

Индивидуальное занятие для школьника с нарушением процесса письма

40 минут

550


Дубовская.jpg

Директор центра - Дубовская Вера Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой "Дефектология".


Контакты:

8 919 598 99 56 - Дубовская Вера Александровна, директор НПЦЛ;

8 906 828 12 48 – Гончаренко Татьяна Сергеевна, диспетчер НПЦЛ

https://vk.com/logocentrkgu


Учителя-логопеды: 

Кожевникова.jpg

Татьяна Игоревна Кожевникова;

Кобер.jpg


Елена Александровна Кобер. 

     

Адрес: Советская улица, 63, строение 1 ауд. 218


Время работы

понедельник-пятница с 8.00 до 20.00.


[Фотогалерея2.0 id={12035}]