Приемная комиссия
+7 (3522) 65-30-30Ректорат
+7 (3522) 65-49-99Научно-исследовательская деятельность НПЦЛ
В рамках НИР кафедры Дефектологии сотрудниками НПЦЛ В.А. Дубовской, Ю.В. Григорьевой, А.В. Никифоровой, А.А Грачевой выполнены прикладные исследования по теме «Формирование психофизиологических механизмов устной речи у неговорящих детей» на материале магистерских диссертаций, курсовых и дипломных проектов.
В.А. Дубовской и Ю. В. Григорьевой была изучена проблема «Формирование темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с экспрессивной алалией».
Определены научные основы проблемы формирования темпа-ритма речи (ТРР) у детей с экспрессивной алалией: нейрофизиологические теории (Н.А. Бернштейн); нейропсихологический подход (Т.Г. Визель); патогенетический подход (В.А. Ковшиков).
Выявлено значение темпа-ритма речи в коррекционном развитии речевой функции: темпо-ритмическая сторона речи имеет не только смыслоразличительную и эмотивную функцию, но и, являясь базовым компонентом речи, темп и ритм становятся основой для формирования многих компонентов речи.
Выделен компонентный состав темпо-ритмической организации устной речи: психологическая база (восприятие, пространственно-двигательная координация), моторная база (кинестетическая и кинетическая организация
движений) и собственно темп и ритм.
Разработан диагностический инструментарий для изучения темпа-ритма речи. На базе НПЦЛ реализована программа констатирующего эксперимента, в ходе которого выявлены особенности организации ТРР у дошкольников с системным недоразвитием речи средней степени и экспрессивной алалией:
низкий уровень сформированности ТРР;
трудности ориентировки в пространстве и схеме тела;
низкий уровень восприятия в зрительной, слуховой и тактильно-двигательной модальностях;
слабое развитие кинетической и кинестетической основы движений.
Научно обосновано содержание эффективной логопедической работы по формированию ТРР у дошкольников с экспрессивной алалией.
В ходе формирующего эксперимента, организованного на базе НПЦЛ, подтверждены следующие положения:
учитывая принцип системного подхода к устранению речевых нарушений (Р. Е. Левина), формировать темпо-ритмическую сторону речи вместе с базовыми для нее психическими процессами и создавать опору на различные модальности;
основываясь на теории о связи движения и речи и об уровневом построении движений (Н. А. Бернштейн), развивать моторную базу речи при
помощи специально подобранных методов (О. И. Крупенчук, С. Е. Большакова, Г. В. Бабина) путем развития кинетики и кинестетики движений, темпа и ритма с использованием кинезиологических упражнений О. В. Витязевой и О. И. Крупенчук, методики Г.Г. Голубевой);
опираясь на механизмы патогенетического развития речи при экспрессивной алалии (В. А. Ковшиков), формировать компоненты темпо-ритмической стороны речи, используя метод мануального сопровождения (С. Е. Большакова) и метод фонетической ритмики (Н. Ю. Костылева).
Выявлены критерии и уровневая характеристика сформированности ТРР у дошкольников с экспрессивной алалией.
Исследование имеет практическую значимость: его результаты используются педагогами НПЦЛ при реализации коррекционной общеразвивающей программам: «Коррекция речевого развития у детей с общим недоразвитием речи первого уровня»; «Коррекция речевого развития у детей с общим недоразвитием речи второго уровня».
Результаты исследований представлены в докладах конференций, публикациях:
Грачева В.В., Дубовская В.А. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГА. ОНТОГЕНЕЗ ОБЩЕНИЯ
Тюнина И.А., Дубовская В.А. ОСОБЕННОСТИ МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Грачева А.А., Дубовская В.А. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТНОЙ РЕЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЭКСПРЕССИВНОЙ АЛАЛИЕЙ
Астапчук А.В., Дубовская В.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ
Мелешко А.В., Дубовская В.А. ИЗУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Гончаренко Т.С., Дубовская В.А. ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ В СТРУКТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Иванова А.С., Дубовская В.А.СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
Баламошева К.С., Дубовская В.А. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Усольцева А.М., Дмитриевских Л.С. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Максимова А.Н. ОНТОГЕНЕЗ, КРИТЕРИИ НОРМЫ И ПАРАМЕТРЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Тюнина И.А., Дубовская В.А. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Наумова К.А., Яговкина Л.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Дмитриевских Л.С., Буторина А.И.НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Жилякова Т.А., Асеева Т.В., Дмитриевских Л.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬГО УРОВНЯ
Образовательная деятельность НПЦЛ.
Центр проводит индивидуальные логопедические занятия по программам коррекционного развития речи для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи:
«Коррекция речевого развития у детей с общим недоразвитием речи первого уровня»;
«Коррекция речевого развития у детей с общим недоразвитием речи второго уровня»;
«Коррекция речевого развития у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня»;
«Коррекция звукопроизношения у детей»;
«Коррекция нарушений письменной речи».
Программы реализуются на основе научно обоснованных уникальных авторских методик.
Главная цель коррекционно-развивающих программ: устранить нарушения речевого развития, сформировать нормативный уровень речи.
Решаемые задачи:
подготовить моторную базу речи, активизировать внимание, память, мыслительную деятельность, контроль и регуляцию деятельности;
сформировать у детей звукопроизношение, лексику, грамматический строй и способность легко излагать свои мысли в любых ситуациях речевого общения;
развить интерес к языку и речи, речевую активность и коммуникабельность, психологическую готовность к конструктивному диалогу;
подготовить детей к успешному обучению в школе и социализации.
Логопедические занятия, основанные на обязательном учете личных интересов ребенка, уровня его речевого развития и формы патологии речи, проходят в форме увлекательных игр с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
По желанию родителей в программу обучения вводятся дополнительные БЕСПЛАТНЫЕ индивидуальные занятия (проводят студенты-логопеды на волонтерской основе).
Качественная диагностика и коррекция речи детей обеспечивается супервизией заведующего кафедрой дефектологии, кандидата педагогических наук, доцента В.А. Дубовской.
Присутствие родителей на логопедических занятиях, регулярное выполнение домашних заданий обязательно.
Стоимость образовательных услуг в НПЦЛ КГУ
Вид занятия |
Продолжительность занятия |
Стоимость занятия,
рублей |
Индивидуальное для ребенка с дефектами произношения |
20 минут |
350 |
Индивидуальное занятие для ребенка с общим недоразвитием речи первого уровня |
40 минут |
550 |
Индивидуальное занятие для ребенка с общим недоразвитием речи второго уровня |
40 минут |
550 |
Индивидуальное занятие для ребенка с общим недоразвитием речи третьего уровня |
40 минут |
550 |
Индивидуальное занятие для школьника с нарушением процесса письма
|
40 минут |
550 |
Директор центра - Дубовская Вера Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой "Дефектология".
Контакты:
8 919 598 99 56 - Дубовская Вера Александровна, директор НПЦЛ;
8 906 828 12 48 – Гончаренко Татьяна Сергеевна, диспетчер НПЦЛ
Учителя-логопеды:
Татьяна Игоревна Кожевникова;
Елена Александровна Кобер.
Адрес: Советская улица, 63, строение 1 ауд. 218
Время работы:
понедельник-пятница с 8.00 до 20.00.